Реально ли сохранить анонимность в мире крипты?
Критики считают, что вся криптовалюта — это скам, где анонимные пользователи обманывают друг друга или проводят незаконные операции. Разбираемся, так ли все анонимно в мире крипты и как ловят похитителей токенов?
Привет, это подкаст Kotelov digital finance. У нас в гостях побывал эксперт по выявлению криптомошенников Владимир Лазарев из AML Crypto. Мы обсудили прозрачность криптовалюты и как специалисты деанонимизируют тех, кто проводит скам-схемы.
Ниже собрали самое важное из подкаста в формате статьи, полную версию выпуска можно посмотреть здесь и здесь.
В крипте можно спокойно воровать?
Рынок криптовалюты — это деньги, а там где крутятся деньги, всегда будут желающие их отнять. Плюс есть некоторый миф, что в крипте все настолько анонимно, что можно спокойно воровать, а за пострадавших не вступятся ни биржи, ни полиция. Но это не так.
Можно жить в США, России или даже в Судане и если у вас украли криптовалюту, то правоохранительные органы обязаны принять заявление и начать расследование. Конечно, пока все это довольно сложно и мошенники этим пользуются, отнимая деньги.
Рынок находится в эволюционном состоянии. Это как вирус и антивирус. Светлая сторона стремится защитить активы пользователей, а темная сторона делает все. чтобы их украсть. Я в своей компании иногда выделяю средства, чтобы часть команды нашла способы отмыть эти деньги, а другие сотрудники обязаны это предотвратить. Кто победит, тот и забирает деньги в качестве бонуса. Если у сотрудника получается отмыть деньги, то мы затем разбираем схему и смотрим, есть ли такое на рынке. Если мы додумались, то и другие наверняка тоже. И обычно мы видим, что мошенники реально используют этот подход, а, значит, мы нашли еще один способ защитить деньги клиентов.
Реально ли спрятаться на темной стороне
Пользователи приходят на рынок криптовалюты и изучают, как работают биржи и блокчейн в целом. К сожалению, некоторые потом решают играть не по правилам и думают, что их знания помогут сохранить анонимность. Но это не всегда так.
AML (инструменты для отслеживания прозрачности крипты) работают на анализе данных, которые раскрывают паттерны поведения мошенников. Например, в AML Crypto есть информация про 250 миллионов криптоадресов, которые получили определенные лейблы, то есть аналитики знают, кто владеет этими адресами.
Есть и база адресов, которые связаны с мошенническими схемами: торговля наркотиками, данными и другими вещами в даркнете. Все это помогает строить модели поведения мошенников, чтобы еще до кражи предполагать, что пользователь устремился на темную сторону. Для построения паттернов анализируют:
— Количество уникальных контрагентов.
— Количество и время транзакций.
— Использование транзитных адресов.
— Общее поведение пользователя.
Нейросеть проводит скоринг пользователей и аналитики получают адреса, которые действуют похоже: например, загоняют средства в один миксер и выводят токены в определенное время.
Плюс есть возможности деанонимизировать пользователей. Например, есть так называемые публичные ключи (public key). Можно найти кошельки, которые вроде бы никак не взаимодействуют друг с другом, но подписаны одним публичным ключем. Значит, это один кластер и можно найти хозяина ключа.
Мосты также позволяют узнать, кто стоит за кошельком. Например, пользователи перегоняют токены и цепляются через мост к кошельку Metamask. Мы можем узнать, кто еще цеплялся к блокчейну с помощью этого кошелька. Затем ищем, кто декларировал этот кошелек в Discord и у нас уже есть имя. В профиле находим твиттер или Telegram. И изучаем, на какие ресурсы подписана эта телега. Если есть группы «кардинг», «взлом», «пробивы», то, скорее всего, человек не просто так занимается криптой, а пытается провернуть схемы.
Анонимность все чаще становится токсичной для рынка крипты
Рынок криптовалюты в целом скептически настроен к закрытой информации. Если взять самые популярные скам-схемы, то в них чаще всего используют популярные монеты: Ethereum, USDT и Bitcoin, то есть монеты, которые легко сбыть, отследить и которые принимают на биржах.А есть монета Monero, которая отличается максимальной конфиденциальностью. В итоге ее стали часто использовать при торговле оружием и другими незаконными вещами.
Сегодня основные биржи отказываются принимать эту монету, так как невозможно понять, кто ее использует. Получается, что анонимность становится в целом довольно токсичной для рынка криптовалюты.
Повышенная анонимность в целом нужна 2 категориям: мошенникам и фанатикам кибербезопасности. Насчет вторых. Всем понятно, что если человек стремится максимально себя зашифровать, то ему есть, что скрывать. Поэтому к нему будет пристальное внимание со стороны безопасников и со стороны мошенников.
Государства тоже стремятся к максимальной прозрачности
Страны активно пытаются урегулировать рынок криптовалюты. Например, биржа Binance свернула свою деятельность в родной Канаде, в США перестала работать биржа FTX, а Китай еще в 2018 году запретил у себя все биржи. В России тоже не все так просто с законодательством: майнить можно, а расплачиваться криптой нельзя.
С одной стороны, это связано с тем, что государственные структуры хотят взять под контроль финансовые операции, а с другой — страны не хотят разбираться с людьми, которые пострадали от мошенников: вроде и надо помочь, а вроде и речь про деньги, которые не участвуют в экономике.
Думаю, что странам лучше не запрещать, а утвердить правила работы с криптовалютой. Если запретят в одной стране, то бизнес просто уедет в страну, где это разрешено. Государства конкурируют друг с другом и некоторые не против приютить у себя биржи. Да и Центральные банки с интересом смотрят на этот рынок. Не случайно стали появляться CBDC: прозрачность крипты привлекательна для бюджета, так как такие деньги практически невозможно потратить не по назначению.
Узнать больше про IT-индустрию можно по ссылке на наши статьи и подкасты. Подписывайтесь на телеграмм-канал, чтобы быть в курсе самых горячих новостей.